Интернет-урок
физика, 7 класс
«Одно из ценнейших свойств ума – вовремя
сообразить – что важно» |
|
Тема: |
|
Сегодняшний наш урок пройдет несколько необычно. И перемены не только в том, что мы в кабинете информатики. Сегодня вы будете изучать физику, используя сеть Интернет. А в конце урока выполните творческое задание (выпуск Информлистка в программе Word). Наш разговор снова пойдет о Звуке. |
Задачи нашего урока |
|
Человечество с давних пор стремилось среди прочих свойств атмосферы познать ее акустические свойства. Путем наблюдения разницы во времени между появлением молнии и звуком грома люди оценили, что скорость распространения звука в воздухе относительно невелика. Гораздо меньше, чем скорость звука в земле. Прослушивание противника через землю было известно и в античные времена, и при осаде Казани Иваном Грозным, и во время первой мировой войны. А великий Леонардо до Винчи еще полтысячелетия назад писал: «Если ты, будучи на море, опустишь в воду отверстие трубы, а другой конец ее приложишь к уху, то услышишь идущие вдали корабли»
Измерение скорости звука в разных средах проводилось различными способами. С некоторыми из них вы можете познакомиться…
Задание 1 |
Зайдите на
страницу
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Посетите страничку энциклопедии "Википедия" (зайдите в Википедию, выберите Русский язык, далее область Наука, в списке Предметные области выбираем Физику, а потом в окне Поиска: Колладон, Жан-Даниэль). Прочитайте про уникальный опыт Колладона-Штурма по определению скорости звука в воде. |
По результатам изученного материала выполните тест: 1. На сколько отличается значение скорости звука, полученное Мареном Мерсенном, от значения скорости звука при 150С? A. 118 м/с B. 110 м/с C. 330 м/с
2. Усовершенствованный опыт Мерсенна исключил влияние… A. температуры воздуха B. плохой погоды C. ветра
3. Скорость звука Колладон определял по формуле: A. B. C. Запишите ответы в Карточку бригады. |
Надо отметить, что скорость звука в воздухе зависит от атмосферных условий: от изменения давления, изменения температуры. На скорость звука влияет и влажность воздуха. Ночью, когда влажность воздуха повышается, звуки распространяются быстрее.
Но скорость звука не является единственной его характеристикой. Мы никогда не перепутаем гудение летящего шмеля с писком комара, отличим звук фортепиано от скрипки. Восприятие звуков человеком весьма субъективно. Один и тот же звук воспринимается им в различных условиях по-разному. Легкое покашливание можно не заметить, если это происходит на стадионе во время футбольного матча. Но оно может вызвать раздражение в концертном зале. Восприятие звуков связано с состоянием человека и зависит от многих внешних причин. Есть объективные характеристики звука.
Задание
2 По каким же характеристикам мы различаем разные звуки? |
Зайдите
на сайт (материал с
живым звуком!) и изучите выложенные там материалы. Далее воспользуйтесь страницей Единой коллекции ЦОР - вопросы 12-16 и проверьте правильность понимания |
По результатам изученного материала заполните таблицу в Карточке бригады:
Акустическая характеристика | Физическая параметры | Единицы измерения |
Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, являются одним из важнейших источников информации об окружающем мире. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов, оно воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Орган слуха всегда «бодрствует» даже ночью, во сне он постоянно подвергается внешним раздражителям, так как не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Поэтому ухо человека надо беречь не только от механических повреждений, но и от громких звуков!
Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнездах. При воздействии интенсивных звуков коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток. Не случайно, например, деревья в городе даже в «спальных» районах погибают раньше, чем в естественных условиях.
В современных мегаполисах шум вырос в несколько раз. Если в 60 – 70 годы прошлого столетия уровень громкости на улицах не превышал 80 дБ, то в настоящее время он достигает 100 дБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 дБ.
G |
По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Так, в России свыше 30% жителей городов подвержены действию сверхнормативных уровней шума (55 – 65 дБ и выше). В Москве зона акустического дискомфорта распространяется на 30% площади города. |
В крупных городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск, Екатеринбург, Магнитогорск и др.) на магистралях с интенсивным движением (до 6 – 8 тыс. автомобилей экипажей в час) фиксируется уровень шума в среднем 73 – 83 дБ, а максимальный – до 90 дБ и более.
Задание 3 |
Изучите материалы сайтов:
№1,
№2,
№3 Рассмотрите диаграмму уровня громкости звуков: |
По результатам изученного материала ответьте на вопросы:
1) Каковы причины снижения слуха? 2) Каковы нормы, определяющие громкость звучания аудиотехники? 3) На сколько децибел громкость дискотеки превышает эти нормы? Проведите взаимопроверку |
А теперь познакомимся с одним из основных свойств звуковых волн. Звуковая волна, как и любая другая может отражаться и преломляться.
Отражение волн от препятствий относится к числу очень распространенных явлений. Этот закон отражения является общим волновым законом, т. е. он справедлив для любых волн, в том числе и для звуковых, и для световых.
Опыт и наблюдения показывают, что отражение звука подчинено определенному закону: угол падения равен углу отражения.
Эксперимент |
Пронаблюдайте
эксперимент на сайте. Такой опыт вполне можно провести дома и продемонстрировать родителям свойство звука J |
Отраженная волна всегда в той или иной степени ослаблена по сравнению с падающей. Часть энергии падающей волны поглощается тем телом, от поверхности которого происходит отражение. Звуковые волны хорошо отражаются твердыми поверхностями (штукатурка, паркет) и значительно хуже мягкими поверхностями (ковры, шторы и т.п.). Звук может отражаться не только от твердых тел, но и от облаков, более того, даже воздух при определенных условиях тоже может отражать звук!
Один из примеров отражения звуковых волн от твердых поверхностей - эхо. Наверняка вам приходилось и ним сталкиваться!
В лесу, в горах, в помещениях можно иногда слышать отражение звука от какой-то преграды (лес, горы, стена). Если до нас доходят звуковые волны, последовательно отразившиеся от ряда препятствий, то получается многократное эхо.
G |
Раскаты грома имеют такое же происхождение! Это — многократное повторение очень сильного «треска» огромной электрической искры молнии |
Даже если есть место, в котором возможно возникновение эха, то его еще нужно правильно вызвать. Расстояние до препятствия не должно быть слишком близким, надо, чтобы звук прошел достаточно длинный путь, иначе эхо вернется слишком рано и сольется с самим звуком.
Задание 4 | Внимательно изучите материалы сайтов: |
По результатам изученного материала ответьте на вопросы:
Вопрос 1: Какое минимальное расстояние должно быть от человека до препятствия, чтобы можно было услышать эхо? Вопрос 2: Что такое реверберация? Вопрос 3: Составьте формулу для определения расстояния с помощью эха (Подсказка: не забудьте, что звук возвращается обратно) Вопрос 4: Решите задачу. Решение оформите в Карточке бригады. Будьте внимательны к информации в скобках! |
На свойстве отражения звука основана эхолокация.
С помощью эхолокации некоторые животные определяют расстояния. Например, дельфины, используя эхолокацию, с большой точностью определяют рельеф дна и местоположение своих собратьев или добычи. Инфразвук, посылаемый летучей мышью, отражается от потенциальной добычи и улавливается мышью. По времени полета звукового сигнала мышь очень точно определяет расстояние до предмета. |
|
Эхолоты – специальные приборы для определения глубины моря – тоже используют явление отражения звука. Глубина моря иногда превышает 10 км, и обычным лотом (грузом, привязанным к веревке) измерить такую глубину невозможно. Эхолот издает сильный и короткий звуковой сигнал, а затем ловит отраженное от морского дна эхо. |
|
Ну, а, теперь, когда вы многое узнали и поняли, приступайте к выполнению творческого задания! Удачи вам!
Задание 5 |
|
Домашнее задание
· Алгоритм составления презентаций · Темы для газеты и презентации можно найти здесь · Посмотрите полезные ссылки на интересные сайты, которые можно использовать при выполнении задания (и в учебе J) Сдача материалов на электронном носителе 19 марта |