Интернет-урок

физика, 7 класс

«Одно из ценнейших свойств ума – вовремя сообразить – что важно»
(восточная мудрость)

   

Тема:
"Характеристики звука. Отражение звука"

   

Сегодняшний наш урок пройдет несколько необычно. И перемены не только в том, что мы в кабинете информатики. Сегодня вы будете изучать физику, используя сеть Интернет. А в конце урока выполните творческое задание (выпуск Информлистка в программе Word). Наш разговор снова пойдет о Звуке.

 

  Задачи нашего урока

  1. Изучить характеристики звука и явление отражения звука

  2. Научиться ориентироваться в информационном поле и выделять главное

  3. Создать Информлисток по результатам занятия и представить его на «Минуте славы»

 

   

Человечество с давних пор стремилось среди прочих свойств атмосферы познать ее акустические свойства. Путем наблюдения разницы во времени между появлением молнии и звуком грома люди оценили, что скорость распространения звука в воздухе относительно невелика. Гораздо меньше, чем скорость звука в земле. Прослушивание противника через землю было известно и в античные времена, и при осаде Казани Иваном Грозным, и во время первой мировой войны. А великий Леонардо до Винчи еще полтысячелетия назад писал: «Если ты, будучи на море, опустишь в воду отверстие трубы, а другой конец ее приложишь к уху, то услышишь идущие вдали корабли»

Измерение скорости звука в разных средах проводилось различными способами.  С некоторыми из них вы можете познакомиться…

Задание 1 Зайдите на страницу Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Посетите страничку энциклопедии "Википедия" (зайдите в Википедию, выберите Русский язык, далее область Наука, в списке Предметные области выбираем Физику, а потом в окне Поиска: Колладон, Жан-Даниэль). Прочитайте про уникальный опыт Колладона-Штурма по определению скорости звука в воде.

 

По результатам изученного материала выполните тест:

1. На сколько отличается значение скорости звука, полученное Мареном Мерсенном, от значения скорости звука при 150С?

A.     118 м/с

B.     110 м/с

C.    330 м/с

 

     2. Усовершенствованный опыт Мерсенна исключил влияние…

A.     температуры воздуха

B.     плохой погоды

C.    ветра

 

     3. Скорость звука Колладон определял по формуле:

A.    

B.    

C.   

Запишите ответы в Карточку бригады.

Надо отметить, что скорость звука в воздухе зависит от атмосферных условий: от изменения давления, изменения температуры. На скорость звука влияет и влажность воздуха. Ночью, когда влажность воздуха повышается, звуки распространяются быстрее.

Но скорость звука не является единственной его характеристикой. Мы никогда не перепутаем гудение летящего шмеля с писком комара, отличим звук фортепиано от скрипки. Восприятие звуков человеком весьма субъективно. Один и тот же звук воспринимается им в различных условиях по-разному. Легкое покашливание можно не заметить, если это происходит на стадионе во время футбольного матча. Но оно может вызвать раздражение в концертном зале. Восприятие звуков связано с состоянием человека и зависит от многих внешних причин. Есть объективные характеристики звука.

Задание 2

По каким же характеристикам мы различаем разные звуки?

Зайдите на сайт (материал с живым звуком!) и изучите выложенные там материалы.

Далее воспользуйтесь страницей Единой коллекции ЦОР - вопросы 12-16 и проверьте правильность понимания

По результатам изученного материала заполните таблицу в Карточке бригады:

Акустическая характеристика Физическая параметры Единицы измерения
     
     
     

Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, являются одним из важнейших источников информации об окружающем мире. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов, оно воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Орган слуха всегда «бодрствует» даже ночью, во сне он постоянно подвергается внешним раздражителям, так как не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Поэтому ухо человека надо беречь не только от механических повреждений, но и от громких звуков!

Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнездах. При воздействии интенсивных звуков коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток. Не случайно, например, деревья в городе даже в «спальных» районах погибают раньше, чем в естественных условиях.

В современных мегаполисах шум вырос в несколько раз. Если в 60 – 70 годы прошлого столетия уровень громкости на улицах не превышал 80 дБ, то в настоящее время он достигает 100 дБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 дБ.

 

G

По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Так, в России свыше 30% жителей городов подвержены действию сверхнормативных уровней шума (55 – 65 дБ и выше). В Москве зона акустического дискомфорта распространяется на 30% площади города.

В крупных городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск, Екатеринбург, Магнитогорск и др.) на магистралях с интенсивным движением (до 6 – 8 тыс. автомобилей экипажей в час) фиксируется уровень шума в среднем 73 – 83 дБ, а максимальный – до 90 дБ и более.

Задание 3 Изучите материалы сайтов: №1, №2, №3

Рассмотрите диаграмму уровня громкости звуков:

По результатам изученного материала ответьте на вопросы:

1)     Каковы причины снижения слуха?

2)     Каковы нормы, определяющие громкость звучания аудиотехники?

3)     На сколько децибел громкость дискотеки превышает эти нормы?

Проведите взаимопроверку

А теперь познакомимся с одним из основных свойств звуковых волн. Звуковая волна, как и любая другая может отражаться и преломляться.

Отражение волн от препятствий относится к числу очень распространенных явлений. Этот закон отражения является общим волновым законом, т. е. он справедлив для любых волн, в том числе и для звуковых, и для световых.  

Опыт и наблюдения показывают, что отражение звука подчинено определенному закону: угол падения равен углу отражения.

Эксперимент Пронаблюдайте эксперимент на сайте.

Такой опыт вполне можно провести дома и продемонстрировать родителям свойство звука J

    Отраженная волна всегда в той или иной степени ослаблена по сравнению с падающей. Часть энергии падающей волны поглощается тем телом, от поверхности которого происходит отражение. Звуковые волны хорошо отражаются твердыми поверхностями (штукатурка, паркет) и значительно хуже мягкими поверхностями (ковры, шторы и т.п.). Звук может отражаться не только от твердых тел, но и от облаков, более того, даже воздух при определенных условиях тоже может отражать звук!

    Один из примеров отражения звуковых волн от твердых поверхностей - эхо. Наверняка вам приходилось и ним сталкиваться!

    В лесу, в горах, в помещениях можно иногда слышать отражение звука от какой-то преграды (лес, горы, стена). Если до нас доходят звуковые волны, последовательно отразившиеся от ряда препятствий, то получается многократное эхо.

G

Раскаты грома имеют такое же происхождение! Это — многократное повторение очень сильного «треска» огромной электрической искры молнии

    Даже если есть место, в котором возможно возникновение эха, то его еще нужно правильно вызвать. Расстояние до препятствия не должно быть слишком близким, надо, чтобы звук прошел достаточно длинный путь, иначе эхо вернется слишком рано и сольется с самим звуком.

Задание 4 Внимательно изучите материалы сайтов:

Школьная коллекция

"Класс-физика"-1

"Класс-физика"-2

По результатам изученного материала ответьте на вопросы:

Вопрос 1: Какое минимальное расстояние должно быть от человека до препятствия, чтобы можно было услышать эхо?

Вопрос 2: Что такое реверберация?

Вопрос 3: Составьте формулу для определения расстояния с помощью эха (Подсказка: не забудьте, что звук возвращается обратно)

Вопрос 4: Решите задачу.  Решение оформите в Карточке бригады.

Будьте внимательны к информации в скобках!

На свойстве отражения звука основана эхолокация.

С помощью эхолокации некоторые животные определяют расстояния. Например,  дельфины, используя эхолокацию, с большой точностью определяют рельеф дна и местоположение своих собратьев или добычи. Инфразвук, посылаемый летучей мышью, отражается от потенциальной добычи и улавливается мышью. По времени полета звукового сигнала мышь очень точно определяет расстояние до предмета.

Эхолоты – специальные приборы для определения глубины моря – тоже используют явление отражения звука.  Глубина моря иногда превышает 10 км, и обычным лотом (грузом, привязанным к веревке) измерить такую глубину невозможно.  Эхолот издает сильный и короткий звуковой сигнал, а затем ловит отраженное от морского дна эхо.

Ну, а, теперь, когда вы многое узнали и поняли, приступайте к выполнению творческого задания! Удачи вам!

Задание 5

Создайте Информлисток  в программе Word по одной из тем, изученных сегодня на уроке:

·               Измерение скорости звука

·               Громкость звука

·               Высота звука

·               Сохраните ваши уши!

·               Отражение звука

·               Эхо

·               Эхолокация

Постарайтесь сделать его интересным и иллюстрированным. Подойдите к выполнению этого задания творчески! Но не забывайте, что Информлисток вы выпускаете по физике, а физика – это наука J.

Полезные советы:

В своей работе вы можете использовать фон, картинки из каталога ClipArt или рисунки и фотографии с сайтов, указанных в уроке. Текст вы можете написать сами или скопировать с сайта. Не увлекайтесь разными шрифтами текста, лучше используйте выделение курсивом или подчеркивание. Информлисток должен обязательно иметь название, соответствующее теме. Отслеживайте время, у вас его не так много! На работу у вас 25 минут.

 

Пример Информлистка

Страничка вашего Информлистка (шаблон) находится здесь.

 

ВНИМАНИЕ!

Ú «Шапку» листка вы не меняете

Ú   Впишите № своей бригады и сегодняшнее число

Ú   Ниже расположите название листка (тема)

Ú  Ну, а дальше, творите, верстайте, оформляйте. Сегодня вы – авторы интереснейшей странички из учебника физики. Сделайте ее занимательной, полезной, привлекательной!

 

Будьте готовы представить свой Информлисток на нашей «Минуте славы».

В течение 1минуты вы должны рассказать

1.    почему именно эту тему вы выбрали;

2.    чем привлекла вас та информация, которую вы поместили в Информлисток;

3.    какие трудности вы испытывали.

 

Ваши работы будут оцениваться по следующим критериям:

Соответствие материала Информлистка выбранной теме (1-4 балла)

Единство стиля оформления (1-2 балла)

Наличие и подбор иллюстраций (1-3 балла)

Наличие авторской позиции (1 балл)

 

Домашнее задание

  1. Скачайте файл, ответьте в нем на предложенные вопросы, сохраните файл под своей фамилией (например: reflex_ivanov.doc) и отправьте его  на мой электронный адрес tat-vik@yandex.ru   Срок выполнения: сегодня после  Интернет-урока.

  2. Выполните задания п.30 в своей Рабочей тетради по физике (стр. 114-116). Скачайте файл  отчета, впишите в таблицу свои ответы, сохраните файл  под своей фамилией (например: otchet_dz_ivanov.doc) и отправьте его на адрес tat-vik@yandex.ru . Срок выполнения: сегодня до 23.00.

  3. Творческое задание. Я предлагаю вам выполнить еще одну интересную работу! Если вы с компьютером на «ты», создайте по материалу урока СВОЮ газету формата А4, или СВОЮ презентацию, или СВОЙ кроссворд по теме «Звук».  В вашем распоряжении весь простор информационного поля Интернет.  Создание газеты новое для вас занятие, менее знакомое, чем работа в Power Point, соответственно и «вес» такой работы гораздо больше.

·             Пример кроссворда

·             Алгоритм составления презентаций

·             Пример газетного листка

·             Пример презентации

·             Темы для газеты и презентации можно найти здесь

·             Посмотрите полезные ссылки на интересные сайты, которые можно использовать при выполнении задания (и в учебе J)

Сдача материалов на электронном носителе 19 марта

 

Hosted by uCoz